Кицунэ ( яп. 狐) — японское название лисы . В Японии существуют два подвида лисиц: японская рыжая лисица (хондо кицунэ, обитающая на Хонсю; Vulpes japonica) и лисица Хоккайдо (кита кицунэ, обитающая на Хоккайдо ; Vulpes schrencki) . Фольклор В японском фольклоре эти животные обладают большими знаниями, длинной жизнью и магическими способностями. Главная среди них — способность принять форму человека; лиса, по преданиям, учится делать это по достижении определённого возраста (обычно сто лет, хотя в некоторых легендах — пятьдесят). Кицунэ обычно принимают облик обольстительной красавицы, симпатичной молодой девушки, но иногда оборачиваются и стариками. Надо отметить, что в японской мифологии произошло смешение коренных японских поверий, характеризовавших лису как атрибут бога Инари (см например Легенду — «Лис-весовая гиря» [1 ] ) и китайских, считавших лис оборотнями, родом, близким к демонам. Другие возможности, обычно приписываемые кицунэ, включают способность вселяться в чужие тела, выдыхать или иначе создавать огонь, появляться в чужих снах, и способность создавать иллюзии столь сложные, что они почти неотличимы от действительности. Некоторые из сказаний заходят дальше, говоря о кицунэ со способностями искривлять пространство и время, сводить людей с ума, или принимать такие нечеловеческие или фантастические формы, как деревья неописуемой высоты или вторая луна в небе. Изредка кицунэ приписывают характеристики, напоминающие вампиров: они питаются жизненной или духовной силой людей, с которыми вступают в контакт. Иногда кицунэ описывают охраняющими круглый или грушевидный объект (хоси но тама, то есть «звёздный шар»); утверждается, что завладевший этим шаром может заставить кицунэ помогать себе; одна из теорий утверждает, что кицунэ «запасают» часть своей магии в этом шаре после превращения. Кицунэ обязаны сдерживать свои обещания, иначе им придётся понести наказание в виде снижения своего ранга или уровня силы. Кицунэ связаны как с синтоистскими, так и с буддийскими верованиями. В синто кицунэ ассоциируются с Инари, божеством- покровителем рисовых полей и предпринимательства. Изначально лисы были посланниками (цукай) этого божества, но сейчас разница между ними настолько размылась, что Инари сам иногда изображается в виде лисы. В буддизме они получили известность благодаря популярной в IX—X веках в Японии школе тайного буддизма Сингон , одно из главных божеств которого, Дакини , изображалось ездящим по небу верхом на лисе. Девятихвостая лиса нападает на князя Хандзоку. Гравюра XIX в . В фольклоре кицунэ — это разновидность ёкая, то есть демона. В данном контексте слово «кицунэ» часто переводят как «лисий дух». Однако это не обязательно означает, что они не являются живыми существами или являются чем-то другим, нежели лисами. Слово «дух» в данном случае используется в восточном смысле, отражая состояние знания или озарения. Любая лисица, которая прожила достаточно долго, таким образом, может стать «лисьим ду́хом». Существуют два основных вида кицунэ: мёбу, или божественная лисица, часто ассоциируемая с Инари, и ногицунэ, или дикая лисица (дословно «полевая лисица»), часто, но не всегда, описываемая как злая, имеющая злой умысел. У кицунэ может быть до девяти хвостов . В целом, считается, что чем старше и сильнее лиса, тем больше у неё хвостов. Некоторые источники утверждают даже, что кицунэ отращивает дополнительный хвост каждые сотню или тысячу лет своей жизни. Однако, лисы, встречающиеся в сказках, почти всегда обладают одним, пятью, или девятью хвостами. Когда кицунэ получают девять хвостов, их мех становится серебристым, белым, или золотым. Эти кюби но кицунэ («девятихвостые лисицы») получает силу бесконечной проницательности. Похожим образом в Корее говорится, что лиса, прожившая тысячу лет, превращается в кумихо ( Kumiho) (дословно «девятихвостая лисица») , но корейская лиса всегда изображается злой, в отличие от японской лисы, которая может быть как благожелательной так и недоброжелательной. В китайском фольклоре также есть «лисьи ду́хи» ( хули- цзин ) во многом схожие с кицунэ, включая возможность девяти хвостов. В некоторых историях кицунэ испытывают сложности с прятанием своего хвоста в человеческом обличье (обычно лисы в таких историях имеют всего один хвост, что может быть указанием на слабость и неопытность лисы) . Внимательный герой может разоблачить обернувшуюся человеком пьяную или неосторожную лису, разглядев сквозь одежду её хвост. Одной из знаменитых Кицунэ также является великий дух-хранитель Кюби. Это дух- хранитель и защитник, помогающий юным «заблудшим» душам на их пути в текущей инкарнации. Кюби обычно остаётся ненадолго, лишь на несколько дней, но в случае привязанности к одной душе, может сопровождать её годами. Это редкий тип кицунэ, награждающий нескольких счастливчиков своим присутствием и помощью. В японском фольклоре кицунэ часто описываются обманщиками, иногда при этом очень злыми. Кицунэ- обманщик используют свои магические силы для шалостей: те, что показываются в благожелательном свете, стремятся выбирать своими целями слишком гордых самураев , жадных купцов и хвастливых людей, в то время как более жестокие кицунэ стремятся мучить бедных торговцев, фермеров и буддийских монахов. Ещё кицунэ часто описывают как любовниц. В подобных историях обычно присутствует юный мужчина и кицунэ, принявшая вид женщины. Иногда кицунэ приписывается роль соблазнительницы, но часто подобные истории скорее романтические. В таких историях юный мужчина обычно женится на красавице (не зная, что это лиса) и придаёт большое значение её преданности. Во многих таких историях присутствует трагический элемент: они заканчиваются обнаружением лисьей сущности, после чего кицунэ должна покинуть своего мужа. Самая старая из известных историй о жёнах- лисицах, которая даёт фольклорную этимологию слова «кицунэ», в этом смысле является исключением. Здесь лиса принимает вид женщины и выходит замуж за мужчину, после чего эти двое, проведя нескольких счастливых лет вместе, заводят нескольких детей. Её лисья сущность неожиданно открывается, когда в присутствии многих свидетелей она пугается собаки, и, чтобы спрятаться, принимает свой истинный облик. Кицунэ готовится уйти из дома, но муж останавливает её, говоря: «Теперь, когда мы были несколько лет вместе и ты дала мне нескольких детей, я не могу просто забыть тебя. Пожалуйста, пойдём и поспим». Лиса соглашается, и с тех пор возвращается к своему мужу каждую ночь в образе женщины, уходя наутро в образе лисы. После этого её стали называть кицунэ — потому что в классическом японском кицу-нэ означает «пойдём и поспим», в то время как ки- цунэ означает «всегда приходящая». Потомству браков между людьми и кицунэ обычно приписывают особенные физические и/или сверхъестественные свойства. Конкретная природа этих свойств, однако, сильно меняется от одного источника к другому. Среди тех, у кого, как считалось, есть подобные экстраординарные возможности — известный оммёдзи Абэ но Сэймэй, который был ханъё (полудемоном) , сыном человека и кицунэ [1] . Дождь, падающий среди ясного неба, иногда называют кицунэ но ёмэири или «свадьба кицунэ». Многие люди верят, что кицунэ пришли в Японию из Китая. Кицунэ в художественных произведениях 9- хвостая лиса из китайских легенд Как популярная часть фольклора, кицунэ появлялись во многих современных японских работах: образ лисы-хранительницы встречается в аниме Wagaya no Oinari- sama; в 13 серии аниме ×××HOLiC девятихвостый лис появляется в роли духа-хранителя для главного героя Ватануки; в последней серии первого сезона аниме Rosario + Vampire Кьеу-сама превращается в четырёхвостого кицунэ; в известной манге « Наруто» Масаси Кисимото в главного героя Наруто Удзумаки запечатан Кюби — девятихвостый демон- лис; в манге «Магазинчик ужасов» Акино Мацури в 6- ом томе рассказывается о девятихвостом лисе по кличке Тэн-тян; Ран Якумо, персонаж Touhou Project , — девятихвостая кицунэ; кицунэ по имени Ёко является персонажем аниме Inukami! ; кицунэ встречается в известном аниме и серии игр « Покемон » под названием Найнтелс — Kyukon № 38, однако он является эволюцией другого покемона — шестихвостого Вульпикс — Rokon № 37. Оба вида сильны в огненных атаках; в аниме Shaman King присутствует дух кицунэ — Кончи, дух хранитель шамана- коккури Тамао; также Кицунэ есть в аниме InuYasha ; в ранобэ Kanokon одна из главных героинь, Тидзуру, и её брат Таюра — ёкай -кицунэ; в аниме Omamori Himari персонаж Тама — дух девятихвостой лисицы; в манге Сибаси Хироси Nurarihyon no Mago лидером ёкаев Киото и одним из антагонистов является Хагоромо Кицунэ; в манге «Сны эпохи Тайсё » Ю Хигури один из главных персонажей, Ёко, является девятихвостой кицунэ; образ кицунэ использовался авторами коллекционной карточной игры Magic: The Gathering для ряда карт из блока Kamigawa; другом ежа Соника (героя консольных игр, талисмана фирмы Sega) является двухвостый кицунэ ( Майлз «Тейлз» Прауэр ). Образ кицунэ встречается и в произведениях, созданных за пределами Японии: герои-кицунэ встречаются в популярной серии книг « Дневники вампира» писательницы Лизы Джейн Смит; В 2007 году вышел корейский мультфильм « Девочка-лисичка », главной героиней которого является пятихвостая кицунэ; в книге « Мессия очищает диск » Г. Л. Олди , события в которой, правда, происходят в альтернативном средневековом Китае, есть образ Святой Сестрицы, девятихвостой лисы- оборотня; в написанной Галиной Чёрной книге «Девушка- лиса» описывается любовь кицунэ и молодого юноши, который хочет на ней жениться; в произведении Сюзан Шварц и Андре Нортон «Серебряная Снежинка» кицунэ выступает как служанка и защитница главной героини; В книге под названием «Лисья честность» существует целый рассказ, посвященный кицунэ — «Исповедь лиса-оборотня», в других рассказах этого сборника так же присутствуют упоминания о нём. Другие значения Существует японское блюдо под названием кицунэ удон, разновидность супа удон, названная так потому, что, по преданиям, кицунэ питают особую нежность к жареному нарезанному тофу (абураагэ или усуагэ), содержащемуся в нём. Kitsuné также название французского звукозаписывающего лейбла, специализирующегося в стилях хаус , диско и электро наряду с другими поп- стилями.
Лиса с девятью хвостами - мифическое животное. Олицетворяет два элемента: зло и священность. Дожившая до возраста 50 лет, лиса способна превращаться в человека и в возрасте 100 лет предпочитает превращаться в чувственную женщину или оракула. Иногда маскирует себя в мужчину, чтобы встречаться с женщинами. В 1000 лет, лиса получает самый высокий статус. К тому времени имеет девять хвостов, и солнечный золотой мех. Ее завывание подобно крикам человека, особенно когда она охотится на людей. На девяти- хвостую лису часто охотятся, так как потребление ее плоти защищает от монстров и проклятий. Однако, его маскировку легко обнаружить, глядя в зеркало. Подобные рассказы иллюстрируют отрицательные особенности девяти хвостой лисы, но в Японии это священное животное. Обладая девятью хвостами - символизирует будущее процветание. Поэтому, Японцы, в отличие от людей в Китае и Индии, не расценивали лису как плохое предзнаменование.ение ее плоти защищает от монстров и проклятий. Однако, его маскировку легко обнаружить, глядя в зеркало. Подобные рассказы иллюстрируют отрицательные особенности девяти хвостой лисы, но в Японии это священное животное. Обладая девятью хвостами - символизирует будущее процветание. Поэтому, Японцы, в отличие от людей в Китае и Индии, не расценивали лису как плохое предзнаменование.

Отредактировано faust (2011-07-02 02:12:42)